Эффективность освещения

Правильное освещение — ваш эффективный продавец

Шаблоны и мифы в теме освещения до сих пор актуальны для многих предпринимателей. Фокус внимания на экономии в ущерб эффективности становится преградой на пути к увеличению прибыли. Эффективность бизнеса во многом зависит от качества применяемого освещения.

Компания NLT Trade KZ с 2009 года занимается исследованиями в области освещения бизнеса и созданием светодиодных систем для ритейла, офисов и производств. Основные направления исследований — коммерческая эффективность бизнеса, влияние света на поведение покупателей и персонала компании.

За годы исследований мы установили, что качественно спроектированная система освещения магазина, где учтены все особенности торговли, позволяет создать комфортные условия для пребывания покупателя в торговом зале, увеличивая время его присутствия и повышая вероятность совершения покупки. Подобное освещение также идет на пользу и сотрудникам — комфорт благотворно влияет на работоспособность и лояльность персонала, что впоследствии позитивно отражается на финансовом результате.

Замеры индекса цветопередачи ламп в помещениях позволили установить следующую закономерность: чем ниже этот показатель, тем выше скорость утомляемости персонала. Несмотря на то, что влияние света на поведение и здоровье человека до конца не изучено, никто не станет отрицать тот факт, что в ясную погоду мы являемся более активными и чувствуем себя на порядок лучше, чем в пасмурную. Все — благодаря солнечному свету, индекс цветопередачи которого принят за 100% и считается эталонным для жизни человека.

Далеко не многие офисные помещения на сегодняшний день имеют комфортный уровень освещения. Арендодатели не желают устанавливать качественный свет, арендаторы в свою очередь не готовы к сопутствующему повышению арендной платы — во внимании финансы, но не здоровье сотрудников и даже руководства. Как правило, мы наблюдаем уровень освещенности, проходящий по нижней границе допустимого предела. В России этот показатель равен примерно 300-350lx, что со временем опускается до 250-300lx, в связи с естественным снижением эффективности работы светодиодов, а также отсутствием надлежащего ухода за светильниками. В европейских странах этот показатель равен 600-800lx, в США — 1000lx. Как следствие низкий уровень освещенности офисных помещений зачастую приводит к проблемам со зрением.

Кроме того, мало кто задумывается над тем, что благодаря качественному освещению, в перспективе, можно сэкономить средства и поднять эффективность работы бизнеса. У нас был опыт реконструкции складского комплекса, где трудилось порядка пятидесяти человек, которые не справлялись со своими обязанностями. Руководство наращивало штат сотрудников, но к желаемому результату это так и не привело — эффективность работы коллектива оставалась на прежнем уровнем, а затраты на содержание комплекса продолжали расти.

article-01-photo-03

article-01-photo-04

Мы рекомендовали владельцу складского комплекса поменять освещение. По результатам реконструкции 20 человек осталось без работы. Со всеми задачами прекрасно справлялся коллектив из оставшихся 30 работников. Вложения в освещение окупились собственнику в течение полутора месяцев за счет сокращения расходов на персонал.

Суждение о том, что чем ярче свет, тем лучше — является ошибочным. Избыточное освещение также приводит к утомляемости, визуальному искажению цветопередачи и внешних свойств объектов. Существует ряд нормативов и разработок, что позволяют создать оптимальные условия освещенности в помещениях разного типа. При этом крайне важно, чтобы руководители бизнеса в использовании светодиодов отталкивались не от фактора экономии расходов, а от возможности сделать свой бизнес эффективнее в финансовом отношении, повысив производительность труда, а также лояльность покупателей к бренду.

Качественный свет — это тщательно спроектированная система, разработанная с учетом специфики помещения, а также вида деятельности компании. В складских ангарах внушительного метража светильники устанавливаются на максимальной высоте. При этом освещенность в проходах на уровне пола должна быть не менее 200lx, что позволит водителям электропогрузчиков и иной техники свободно ориентироваться в пространстве. Добиться текущего показателя возможно за счет применения источников света с мощной оптической системой, способной обеспечить поток энергии с 10 метровой высоты от уровня пола и не ослепить человека. Наша компания имеет большой опыт в разработке систем освещения, с применением подобных светильников.

article-01-photo-05

article-01-photo-06

Для категории «Fashion» мы разработали уникальную систему освещения примерочных, которая не искажает цвет вещей и оттенка кожи, не ослепляет клиента, не создает излишних теней и позволяет увеличить конверсию в магазинах одежды. Низкое качество освещения примерочных — проблема распространенная. По какой-то причине ему придают крайне низкое значение, а между тем, именно в этом месте человек принимает решение о покупке. При правильном подходе в освещении, примерочную можно превратить в рекламный полигон магазина одежды. В своих системах мы предлагаем установку 2-х метровых линейных светильников цветовой температурой 3000K с высоким индексом цветопередачи, расположенные под углом 45 градусов по обе стороны зеркала. Такое решение позволяет избавить примерочную от недостатков, присущих низкокачественным светильникам, создать комфортную среду для примерки одежды, подсветить фигуру полностью без искажений и бонусом — придать телу легкий загар. В качестве результата установки наших систем заказчик получает — увеличение продаж и усиление узнаваемости бренда.

article-01-photo-07

article-01-photo-08

Подобную концепцию мы реализуем и в салонах красоты. Применяется двойной свет: поверху устанавливается светильник квадратной формы с источником света из четырех точек, исключающий появление теней, отбрасываемых клиентом; акцентные — по обе стороны зеркала, позволяющие с точностью клиенту оценить результат работы мастера. Такое решение позволяет упростить работу мастеров, исключив излишние телодвижения на поимку луча света под правильным углом и повысить качество оказываемых услуг.

Отдельного внимания заслуживает категория «Food Retail». В области торговли продуктами питания чрезвычайно важен визуальный контакт между товаром и покупателем. Он взвывает к базовым потребностям человека связанными с утолением чувства голода, активируя импульс к покупке тех или иных продуктов. Без правильного освещения покупатель не сможет по достоинству оценить качественные свойства продукта и неизменно будет фокусироваться на одной лишь цене.

article-01-photo-09

article-01-photo-10

К примеру, свежезаготовленная рыба на льду с яркой блестящей чешуей, подсвеченная холодным спектром в 5000K с освещенностью в 3000+lx, без исключений порадует покупателя своими аппетитными внешними свойствами. А привлекательный товар, как всем известно, редко задерживается на витрине — мы инстинктивно стремимся обладать тем, что в высшей степени привлекает наше внимание. К слову, копченную рыбу также можно осветить, подчеркнув ее аппетитные свойства, свежесть и качество, воспользовавшись светильниками с цветовой температурой в 2700K.

article-01-photo-11

Акцентное освещение алкогольного отдела, являющегося одной из самой прибыльной зоной, также играет важную роль. Здесь необходимо правильно выделить глобальных игроков рынка и сегмент класса премиум, с упором на качественное представления бренда, подчеркнув янтарные оттенки напитков и иные оригинальные свойства товара. Таким образом, мы вновь установим необходимый нам визуальный контакт с покупателем и, как итог, усилим стремление к покупке.

Все это лишь малая часть приемов, по улучшению качества освещения в области Food Retail. Компания NLT Trade KZ реализует индивидуальный подход, с учетом специфики каждого отдельного проекта, в стремлении к достижению наилучших результатов. Только за 2020 год, в текущей области, нами было реализовано свыше сотни успешных проектов.

Обширный опыт работы наша компания имеет и в направлении DIY. В качестве примера, хотелось бы поделиться позитивным сотрудничеством с сетью салонов кухонь и шкафов «Мария», целью которого была установка системы освещения для качественной демонстрации мебельных образцов. Основная сложность заключалась в разработке равномерного освещения кухонного гарнитура, состоящего из двух рядов фасадов (верхнего и нижнего) посредством одного источника света.

Мы установили трек-панели с подвижными оптическими элементами, что позволило добиться точной цветопередачи и максимально приближенно продемонстрировать то, как в конечном итоге мебельный гарнитур будет выглядеть в интерьере.

article-01-photo-15

article-01-photo-16

Передача точного оттенка крайне важна при планировании обстановки и разработки дизайна помещений. По результатам исследования данной проблематики с применением различных цветовых температур в разработке систем освещения мебельных салонов, мы пришли к следующим выводам:

— при применении холодного спектра, мебельные фасады даже премиум сегмента смотрятся дешево и не способны привлечь к себе должного внимания;

— применении теплых и нейтральных спектров, напротив, способствует точной передачи фактуры и оттенка, преображая тона элементов в более мягкие — пастельные, что лишь добавляет к мебели уюта.

У нас на практике был один забавный случай. Наша компания занималась разработкой реконструкции освещения мебельного салона в г. Казань, и в качестве тестового образца установила над одним из диванов премиум класса два светодиодных прожектора теплого спектра, взамен используемых галогеновых ламп. В то время, пока коллеги осуществляли замеры показателей освещенности, мы с собственником салона ненадолго отлучились на прогулку по торговому центру, а по возвращении, тестового дивана и след простыл. За это время товар, стоимостью в 250 000 рублей, что не могли продать в течение полугода, уже успели было приобрести. Этот пример лишний раз показал степень значимости оформления торгового зала в соответствии с представленным в нем товаром.

Главным критерием в создании качественной системы освещения служит точный и всесторонний подход. Необходимо видеть картину целиком, подвергая анализу мельчайшие ее детали. Компания NLT Trade KZ начинает разработку проекта с исследования внутреннего и внешнего пространств торговой точки, а также изучению дизайн-проекта. Далее следует проектирование оптимального освещения, в рамках трехмерной модели помещения с высокой степенью детализации и учетом торгового оборудования, в программе DIALux Evo. Итогом разработки служит подробный светотехнический расчет, с перечнем осветительного оборудования, его характеристиками и показателями, наглядно демонстрирующими эффективность проработанной концепции, с высоким уровнем освещения и наименьшими затратами на электропотребление.

Более подробно об эффективности, особенностях и уникальных приемах качественного освещения в области продаж вы можете ознакомиться в моих книгах:
Свет в Food Retail; Свет в Fashion Retail; Свет в DIY & HouseHold.

Основатель группы компаний NLT, эксперт международного класса в области светодиодного освещения, автор серии книг «Освещение в Retail»